Шествие по Cоборной площади
Семнадцатый
век как культурная эпоха в России начинается и заканчивается раньше
календарного семнадцатого века: началом его считают смерть Ивана
Грозного и воцарение его сына Федора (1584), а концом — восхождение на
престол Петра Первого (1689). Подобные исторические рамки неслучайны:
своеобразие российского семнадцатого века определено прежде всего
стилем правления последнего из Рюриковичей, избранных соборами царей
периода Смуты и первых царей династии Романовых. Образ
«богобоязненного» и даже «тишайшего» православного царя отделяет эту
эпоху с одной стороны от «непросвещенного деспотизма» Василия Третьего,
Ивана Третьего и Ивана Четвертого, а с другой — от «просвещенного
абсолютизма» правителей России восемнадцатого столетия. В эту эпоху как
никогда до и после в царской России возрастает значение органов
народного представительства — Земских соборов, — где решаются не только
проблемы текущей политики (например, объявление войны какому-либо
государству), но и важнейший для России вопрос о престолонаследии. Земский собор
Однако
идея народного представительства была постепенно сведена на нет
противоположным процессом — закрепощением крестьянства (по Уложению
1649 года крестьяне юридически считались «прикрепленными» к земле, но
фактически становились собственностью землевладельца) и «слободских
людей», которым запрещался переход в другие сословия. Внутренне противоречивым был и ответ на
вопрос об отношении России к Западной Европе. С одной стороны, события
периода Смуты и польской интервенции вызвали резкую антипатию и страх
перед всем «западным»: многочисленные полемические сочинения,
распространившиеся в России в 17 веке, были полны предостережений от
«люторской» и «папежской» ересей, а также всякой светской науки как
«еллинской премудрости», в лучшем случае бесполезной в деле спасения
души. Россия чувствовала себя единственным оплотом православия,
осажденной неприятелем крепостью; отсюда — популярность повестей об
осадах и «сидениях» («Сказание» Авраамия Палицина об осаде
Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608 — 1610 гг., «Повесть об азовском
сидении» и др.). С другой стороны, власть в России чувствовала
потребность в различных западных специалистах: металлургах,
«рудознатцах», военных, докторах (для нужд царствующей фамилии),
филологах (для исправления богослужебных книг), ученых. Так, среди
иностранцев, приглашенных в Россию, были братья Лихуды, ставшие
преподавателями первого в России высшего учебного заведения —
Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687). Первый учебник истории
В
семнадцатом веке значительно расширились границы Российского
государства. После территориальных потерь периода Смуты страна вновь
вернула себе северо-западные области: Новгород, Старую Руссу и др.
(Столбовский мир со Швецией, 1617), смоленские, северские земли,
присоединила Украину (Андрусовское перемирие с Польшей, 1667). После
кратковременного отступления, вызванного гибелью отряда Ермака (1584),
продолжилось продвижение на восток Сибири. В 1586 был основан старейший
из существующих сибирских городов — Тюмень, в 1593 — Сургут. К 1607
русские землепроходцы вышли к Енисею, где построили крепость Новую
Мангазею (Туруханск). К 1624 были освоены земли у реки Лены, а в 1639 —
побережье Охотского моря (отряд Ивана Москвитянина). В 1648 Семен
Дежнев совершил плавание из Устья Колымы до Анадыря — из Северного
Ледовитого океана в Тихий. В 1650 Ерофей Хабаров достиг реки Амур. Карта Сибири
Являясь
важнейшим оплотом православия, Россия в конце 16 в. (1588) ввела у себя
патриаршество. С середины семнадцатого столетия в стране шло
интенсивное строительство каменных церквей и монастырских комплексов, в
числе которых особое место занимал Новоиерусалимский монастырь,
основанный патриархом Никоном (1656). Воскресенский собор монастыря
воспроизводит Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Однако, церковная
реформа патриарха Никона, цель которой состояла в приведении русских
богослужебных книг в соответствие греческим образцам, привела к
невиданной в истории Русской церкви ожесточенной полемике между
сторонниками нового и старого написаний. В результате возникшего
раскола образовалась непримиримая оппозиция не только церковной, но и
светской власти (и в Никоне, и в поддерживающих его царях противники
реформы видели слуг дьявола, действующих против последнего оплота
истинной веры). Имена и памятники
Литература
времен Смуты: Авраамий Палицин «Сказание, или История в память
предыдущим родам» (1610-1612, 1620). «Сказание» охватывает события
конца 16 — начала 17 вв., от убийства царевича Дмитрия (1591) до
Деулинского перемирия (1618). Книга рассказывает об осаде поляками
Троице-Сергиева монастыря. Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608).
Первое стихотворное послание в русской литературе. Автор в прибауточном
стиле описывает свое разорение от «тульских воров» (по-видимому,
имеется в виду восстание Болотникова). Один из ранних архитектурных памятников 17 в. — храм
Покрова Богородицы в Рубцове (Москва, ныне ул. Бакунинская 83,б),
построенный в память о спасении от войск гетмана Сагайдачного
(1619-1626). Полемические сочинения: Иван Шевелев-Наседка
«Изложение на люторы» (1623), Иван Хворостинин «Изложение на еретики
злохулники» (1623). Принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649), использовавшийся вплоть до 1830-х гг.
Становление
новой идеологии в «Повести о начале царствующего града Москвы» —
вымышленная история об убийстве детьми боярина Кучки князя Даниила,
считающегося родоначальником московских князей (ок. 1650). Строительство каменных стен и башен в монастырских
комплексах: Иосифо-Волоколамском (вторая половина 17 в.),
Кирилло-Белозерском (1653-1682), Саввино-Строжевском (середина 17 в.).
Создание ансамбля Новоиерусалимского монастыря (вторая половина 17 в.).
Продолжение темы Курбского (русский из-за границы о
России): Григорий Котошихин «О России в царствование Алексея
Михайловича» (1665). Юрий Крижанич — серб (или хорват), долгое время живший
в России, первый сторонник идей панславизма, большое сочинение о России
«Политика» (вторая половина 17 в.). Последствием
раскола стало появление «Пустозерской литературы» (1667-1682): протопоп
Аввакум, поп Никифор, поп Лазарь, инок Епифаний, дьякон Федор, —
трактаты, послания, жития. Новые веяния в иконописи: Симон Ушаков (вторая половина 17 в.) объемное изображение, светотень.
Одна
из тенденций культуры середины — второй половины 17 в. — известное
«обмирщение» литературы и искусства: распространение бытовой
беллетристики («Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Савве
Грудцине», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.), иногда пародирующей язык
официального делопроизводства («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о
Шемякином суде» и др.) и житийной литературы («Повесть о бражнике»).
Увеличение числа миниатюр на бытовые сюжеты. Барочные элементы в архитектуре конца 17 века «Нарышкинское барокко»: церковь Покрова в Филях (1690-1691 гг.) и др.
Вирши Симеона Полоцкого «Вертоград многоцветный (1678), «учительные вирши» Кариона Истомина (1680-е, 1690-е гг.).
|