Необходимость
в средствах дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) проявилась
во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских
(Мальвинских) островов. Отсутствие в составе английских экспедиционных
сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять
поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника.
Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев
привело к потере двух таких миноносцев ("Шеффилд" и "Ковентри").
Задание на
разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 году.
При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка
и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая
сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной
станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета
и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся
антенне РЛС. Первый полет опытного образца состоялся в 1987 году.
После длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение
авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета
подготовлено на вертолетном заводе в г. Кумертау.
Предназначен
для обнаружения на дальних рубежах как воздушных целей типа "самолет"
— "вертолет" на предельно малых высотах полета, так и надводных
кораблей, их сопровождения и автоматической передачи данных на
наземные и корабельные пункты управления. Вертолет корабельного
базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха
соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых
РЛС и самолетов ДРЛО. Является модификацией вертолета Ка-29, оборудованной
для ведения разведки и защиты корабельных соединений от атак с
воздуха.
Вертолет
радиолокационного дозора Ка-31 создан на базе Ка-29. Предназначен
для обнаружения воздушных (в том числе маловысотных, на фоне земли
или моря), а также надводных целей и автоматической передачи информации
о них на боевые корабли или наземные комплексы ПВО. Ка-31 не имеет
аналогов в мировом вертолетостроении. Вертолет Ка-31 создан на
базе вертолета Ка-29 с возможностью базирования на суше и на кораблях
различного класса. Вертолет может базироваться на тех же кораблях,
что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном
варианте для решения задач ПВО наземных войск.
Основу бортового
комплекса составляет мощная РЛС на твердотельных элементах, имеющая
для кругового обзора выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной
решеткой. Антенна в походном положении находится под днищем фюзеляжа.
Бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет осуществлять автоматизированный
полет вертолета по запрограммированному маршруту в любых погодных
и климатических условиях, обнаруживать и брать на автосопровождение
20 целей. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому
каналу связи передается на пункты управления. На вертолете установлена
система ДРЛО Е-801 "Око", разработанная в нижегородском НИИ радиотехники.
В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности
фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление.
Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90
град., при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси
не мешало работе РЛС. РЛС (с ФАР, вес антенны — 200 кг, длина
антенны — 5.75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение
и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии
100-150км и 250-285км для надводных целей типа "катер".
Пилотажно-навигационный
комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове,
кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает
также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета,
полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание
на высоте 25 м над местом посадки. Полеты могут выполняться в
любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях.
Время полного
оборота антенны составляет 10 сек. РЛС кругового обзора с фазированной
антенной решеткой, убирающаяся в нерабочем положении под фюзеляж,
способна обнаруживать и сопровождать малоразмерные объекты, летящие
на малых или сверхмалых высотах, а также малоразмерные морские
цели. В автоматическом режиме осуществляет обнаружение и опознавание
воздушных и морских целей определяет параметры их движения и передает
данные в реальном масштабе времени на наземные или корабельные
пункты управления.
Пилотажно-навигационное
оборудование позволяет Ка-31 выполнять автоматизированный полет
по заданному маршруту. При использовании в интересах Сухопутных
войск Ка-31 может базироваться на небольших неподготовленных площадках
вблизи расположения мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая
их целеуказанием. По своим характеристикам Ка-31 не имеет аналогов
в мире.
Лётно-тактические данные |
Экипаж,
чел. |
3 |
Диаметр
главного винта, м |
15.9 |
Длина,
м |
11.6 |
Высота,
м |
5.5 |
Масса
пустого вертолета, кг |
5520 |
Масса
нормальная, кг |
11400 |
Масса
максимальная взлетная, кг |
12500 |
Кол-во
двигателей |
2 |
Макс.
скорость, км/ч |
255 |
Крейсерская
скорость, км/ч |
220 |
Практическая
дальность полета, км |
680 |
Практический
потолок, м |
5000 |
Статический
потолок, м |
3500 |