Главная » Статьи » Биографии известных личностей » Другие

Генри Форд
Картинка 3 из 757ФОРД (Ford) Генри (30.7.1863, близ Дирборна, шт. Мичиган, - 7.4.1947, Дирборн), американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США.
С 1879 ученик механика в Детройте. Несколько лет работал механиком в различных компаниях. С 1893 главный инженер "Эдисон илюминейтинг компани", а в 1899-1902 - "Детройт отомобил компани". В 1892-93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.). В 1903 основал "Форд мотор", которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях "Моя жизнь и работа" (1922, рус. пер. 1924), "Сегодня и завтра" (1926), "Движение вперёд" (1930).
ФОРДИЗМ - система организации массово-поточного производства, возникшая в США в 1-й четверти 20 в. Названа по имени американского инженера и промышленника Г. Форда (Н. Ford, 1863-1947), который впервые ввёл её на своих автомобильных заводах в гг. Ривер-Руж и Дирборн (США).
Основой фордизма и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещённый вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (напр., поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% - от одного дня до одной недели, для 6% - одна-две недели, для 14% - от месяца до года.
Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т. п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем фордизм привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Фордизм, как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям.
Стремясь подавить недовольство рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов, Форд ввёл казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал систему шпионажа среди рабочих, содержал собственную полицию для расправы с рабочими-активистами. В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность профсоюзов.
В книге "Моя жизнь, мои достижения" (1924) Форд претендовал на роль некоего "социального реформатора" и утверждал, будто его методы организации производства и труда могут превратить буржуазное общество в "общество изобилия и социальной гармонии". Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки связаны прежде всего с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием рабочей силы, задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя.
Выступления трудящихся против разрушительных социальных последствий фордизма расцениваются буржуазными идеологами как сопротивление техническому прогрессу. В действительности рабочий класс борется не против технического прогресса, а против капиталистического использования его достижений. В условиях современной научно-технической революции и повышения общеобразовательного и профессионального уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы фордизм стал тормозом роста производительности труда.
В начале 70-х гг. некоторые капиталистические фирмы проводят эксперименты по модификации конвейерного производства в целях уменьшения монотонности, повышения содержательности и привлекательности труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого реконструируются конвейерные линии: они укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуется перемещение рабочих вдоль конвейера для выполнения цикла операций и т. п. Подобные мероприятия часто изображаются буржуазными социологами как проявление заботы предпринимателей о "гуманизации труда". Однако в действительности они диктуются стремлением приспособить фордизм к современным условиям и тем самым усовершенствовать методы эксплуатации трудящихся.
Только при социализме достигается подлинная гуманизация труда: человек становится творческой личностью, уверенной в общественной ценности своей деятельности; постигает науку управления производством, государством, обществом. Любые формы технического прогресса, в т. ч. конвейер, применяются в условиях средней общественно нормальной интенсивности труда и сопровождаются облегчением и улучшением его условий.
Категория: Другие | Добавил: Зайчик (13.01.2009)
Просмотров: 975 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: