История церкви
Фрагмент купола Покровской церкви
Запорожцы отличались крайней религиозностью. Ими был принят обет не
допускать на Сечь приходящих, которые не исповедовали православную
веру. А представители других религий допускались лишь при принятии
православия. [1]
По данным Дмитрия Яворницкого, первая церковь Покрова Пресвятой
Богородицы была построена в 1576 году. Она была построена из дерева.
При Сечевой церкви действовала приходская школа для обучения грамоте,
закону Божьему, молитвам и письму. За совершение священнодействий
священникам была установлена «роковщина», то есть годовой бюджет на
содержание церкви и духовенства. Запорожские казаки считали свою
церковь независимой от высшей духовной русской иерархии, решение Коша
Запорожского ставили выше власти киевского митрополита, хотя и просили
его о назначении священников на Сечь. Обустройство церкви
Вход в Церковь Покровы Пресвятой Богородицы
Несмотря на то, что церковь была деревянной, ее внутренне убранство
было очень дорогим. Церковные книги и иконы отделывались драгоценными
метеллами, сосуды были изготовлены из золота и серебра, хоругви и
плащаницы отделывались жемчугом. драгоценными камнями и подвесками.
Церковные облачения изготавливались из дорогих тканей и расшивались
золотыми нитями. Сохранившаяся опись имущества Покровской церкви
впечатляет.
Впоследствии, после прихода большевиков к власти, уникальные
церковные реликвии времен Запорожской Сечи оказались за границей. Среди
них — икона Покровы Пресвятой Богородицы, ризница Покровской церкви
Новой Сечи, Евангелие 1759 года, перначи, бунчуки, флаги Новой Сечи,
военная печать и 35 куренных флагов Войска Запорожского Низового, 14
запорожских сечевых атаманских и куренных булав и перначей, войсковые и
полковые флаги. Иное использование церкви
В Сечевой церкви также хранились особенно ценные документы, клейноды и казна Войска Запорожского. Литература
1. Яворницкий Д. І. Исторія запорозьких козаків, у трьох томах. —
К.: Наук. думка, 1991. — Т. 1.//Глава «Церковное устройство у
запорожских казаков», стр. 256—299 Примечания
- ↑
Регула казацкая объ иноверцахъ и иностранцахъ. Такъ въ это время, по
желанію, по общей раде всего войсковаго товариства, въ Кошѣ рѣшено было
формально и положительно, въ родѣ клятвеннаго обѣта, чтобы на будущее
время никто не могъ быть запорожскимъ казакомъ, кромѣ православнаго
русскаго; пришельцы всякихъ другихъ націй и религій, христіане и не
христі-ане должны бытъ отселѣ принимаемы въ общину не иначе, какъ послѣ
принятія ими обрядовъ православной восточной церкви и послѣ принесенія
присяги на вѣрность службы русскому царству. Охраненіе святой
православной вѣры Христовой отъ безбожныхъ агарянъ и бусурмань и защита
православной земли славяно-русской отъ всѣхъ враговъ стали послѣ сего
сознателъною цѣлію для всѣхъ православныхъ запорожцевъ, сдѣлались
отселѣ опре-дѣленною основою всѣхъ ихъ душевныхъ помысловъ и желаній. Феодосий Макаревский:
Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской
Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. — Екатеринослав,
типография Я. М. Чаусского, 1880.
- ↑
1 Болшое Евангелие, кованое сребром, во всю доску вызолоченное с
выкладкою финифтовою, осыпаное разными каменями простыми на
александрийской бумаги на болшом листе. На нем сребра высокой работи
пуд один. 2 Такое ж болшое, сребром окованное, с вызолоткою во всю
доску на некоторых местах каменям выкладено. На нем сребра по надписе
один пуд два фунта. 3 Поменше прежних сребром оковано, вызолоченное во
всю доску, а с обоих сторон финифтою обсыпано каменям. На нем сребра
весу тритцать фунтов. 4 Такой же величины оковано во всю доску и
вызолочено с чернию. На нем весу сребра дватцать пять фунтов. 5 и 6 Два
евангелия в оправе красного бархата. В коих весу сребром по дватцать
фунтов. 7 Такой же величины на красном бархате оковано сребром с
вызолоткою по листам с надписью Филипа, Мирии, Ирадиона. 8 На зеленом
бархате такой же величины окованое сребром с вызолоткою. 9 На синем
бархате такой же величины оковано сребром с вызолоткою. 10 Такой же
величины и на таком бархате. 11 На зеленом бархате поменше на простом
листе оковано сребром старое. // Кресты 1 На престоле болшой крест с
вызолоткою сребренной. В нем весу 24 фунта по надписе без шести лотов1.
2 Поменше з деревом, в нем показано сребра девять фунтов, а на
позолотку червонцов2 девять, в которого креста на подножии и надпись
вырезана. 3 Такой же точно сребренной с вызолоткою ему подобен. В нем
сребра 9 фунтов. Лыман И. И. Документы о судьбе имущества Сечевой Покровской церкви после ликвидации Вольностей Запорожских.
|